В любой крупной компании, корпорации, которая имеет свои подразделения R&D и ведет разработку одного или нескольких продуктов, есть характерные, годами устоявшиеся проблемы. Перечислим эти проблемы, чтобы лучше знать, с чем придется столкнуться промышленному маркетологу или прогрессивному руководителю в таких организациях.
1: Затягивание и перенос сроков
Как правило, нет часа “Х” когда “поезд уйдет". Это сильно расслабляет команды. Всегда можно сдвинуться, доработать. А где месяц, там и полгода, а в финале “волшебным образом” по факту оказывается год-два. Это проблема, скорее, управленческая, чем маркетинговая.
2: Технологический псевдоуспешный PR
Реальные результаты начинают подменяться бесконечно позитивными новостями о заключаемых соглашениях, подписываемых меморандумах, успешных экспериментах. Однако в реальности до серийного продукта может быть очень далеко. Тем не менее информационный фон создается.
3: Игнорирование требований потребителей
Крайне распространенная ситуация в высокотехнологичных отраслях с компаниями, которые работают в середине вертикали интеграции, особенно для стартапов и новых продуктов.
4: Вертикаль интеграции рынка не изучается
Разработчики мало интересуются что происходит выше уровня их непосредственных заказчиков. Работаем по ТЗ – вот типичный ответ. А то, что техническое задание не особо устраивает конечных потребителей и в итоге на рынок выйдет малоконкурентный продукт, это проблема уровней выше.
5: Партнеры не из коммерции
В разработку вовлекаются кто угодно, только не лидеры рынка. Особенно любят привлекать всякого рода научные и отраслевые «уполномоченные» учреждения, которые очень любят НИР на ранних стадиях (с минимумов ответственности и максимумом времени на изыскания).
6: Технологии конкурентов изучаются слабо
Крайне редко можно видеть в общем доступе банк актуальных технологий, обсуждения прорывных технологий конкурентов, постоянный мониторинг российских и зарубежных источников, и, самое главное, массовое вовлечение персонала в их изучение на постоянной, системной основе. В итоге инженеры варятся в своем котле.
7: Не используются новейшие подходы на стыке маркетинга и проектирования
Например, параллельное проектирование, когда вместе собираются группы, включающие маркетологов, инженеров, технологов, финансистов и пр. для оперативных решений здесь и сейчас. С помощью таких методов можно ускорять разработки в 5-10 раз, буквально за день-два готовить коммерческие предложения, технико-экономические обоснования, проверять техническую реализуемость концепций, подтверждать исходные требования для направлений разработки, верифицировать результаты сдачи этапов работ, готовить технические задания.
8: Решения не универсальны и зависят от компонентов
Когда нечетко определены стратегии, продуктовые линейки, зачастую проектирование продукта выполняется без привязки к будущим планам компании, продукт делается излишне индивидуальным, с малой долей серийных компонентов и без возможности реконфигурирования «на ходу» при изменении требований потребителей. Также часто существует привязка к конфигурациям и техническим решениям монопольных поставщиков.
9: Слабый промышленный дизайн
Дизайн-мышление, промышленный дизайн должны сопровождать рождение продукта от самых идей. Зачастую промышленным дизайнером выступает штатный конструктор, который действует на свой вкус и цвет, и уж тем более без тестирования на рынке.
10: Недостаточная мотивация разработчиков, имитация деятельности
Даже самым мотивированным сотрудникам нужны великие цели, интересные проекты, яркий дизайн и сопричастность к чему-то новому. Отношение к рыночной привлекательности продукта, промышленному дизайну, срокам разработки по остаточному принципу порождает равнодушие на всех уровнях, которое в итоге заканчивается падением продуктивности, и, самое нежелательное, имитацией работы, когда сотрудники продуцируют планы, действия, проводят переговоры, расчеты, уже зная, что это особенно то и никому не нужно. И наоборот, когда в процессы вовлекаются потребители, неравнодушные и динамичные коммерческие игроки рынка, когда есть большие волнующие цели – скорость появляется сама. А где скорость, там и возможность перебора вариантов, доработки продукта, новые идеи по улучшениям.
Подытоживая, можно сказать что в той или иной степени эти проблемы универсальны для многих компаний, вне зависимости от размера, но особенно они характерны для продуктов с длинным циклом создания, когда разработка затягивается на месяцы и годы. Знание и признание этих «болевых точек» – первый шаг к обновлению. Желаем успехов в разработке и выведении продуктов на рынки!